Типы редукторов и мотор-редукторов

Вводная статья на основании данных из справочника В.И.Анурьева - о типах редукторов и мотор-редукторов. Предлагается краткий обзор применения различных типов мотор-редукторов.

Наиболее востребоваными являютсяцилиндрические редуктора, которые отличаются высокой степенью КПД и способностью выдерживать значительные нагрузки:

  • одноступенчатые редукторы соосного, раздвоенного или развернутого типа;
  • двухступенчатые редукторы соосного, раздвоенного или развернутого типа;
  • трехступенчатые редукторы раздвоенного, развернутого типа.

Редукторы соосного типа могут обладать тихим ходом внутреннего зацепления.

В том случае, когда компоновка агрегата предполагает ортогональное размещение валов, используются двух- и трехступенчатые редукторы конического или коническо-цилиндрического типа.

При соосном размещении исполнительного органа и мотора целесообразно применение редукторов волнового или планетарного типов, которые способны обеспечить при минимальной степени шума максимальное передаточное число и хороший ресурс.

Редукторы, в конструкции которых применяется червячная, цилиндрическая, глобоидная, червячно-цилиндрическая или цилиндрическо-червячная передача, способны обеспечивать при минимальной степени шумовых эффектов максимальное передаточное число, однако, они отличаются при этом низкими значениями КПД и ресурса.

Оси валов могут быть ориентированы в пространстве по-разному. К примеру, при необходимости обеспечения минимальной площади в плане, они размещаются вертикально. Для некоторых типов механизмов требуются редуктора, оси которых расположены вертикально. В таком случае удобно использовать редукторы, оснащенные червячной либо конической передачей, потому что ось мотора имеет горизонтальное расположение.

В редукторах, предназначенных для промышленной эксплуатации, часто предусмотрена возможность регулировать расположение выходных валов. Возможно достижение в едином корпусе разных передаточных чисел благодаря широкому диапазону выбора зубчатых пар. Конструктивные модификации, выполняемые без изменения корпуса, называются исполнениями редуктора.

Все модификации мотор-редукторов выполняются на основании указанных схем исполнения, но наиболее востребованными являются редукторы соосных схем, которые конструктивно совмещаются с моторами, и представлены в блочном или однокорпусном исполнении.

  • Мотор-редукторы блочной конструкции – мотор с размещенной шестерней прямо на валу соединяется с редуктором при помощи фланца (возможет вариант фланцевого крепления редуктора на моторе или соединение муфтой самих валов).
  • Мотор-редукторы однокорпусные – статор мотора и редуктор устанавливаются в едином корпусе.

Достаточно распространенными также являются редукторы навесного типа. В данном случае выходной вал исполняется полым, оснащается шлицевым отверстием (возможен такой вариант, как паз под шпонку). В подобной конструкции вал соединен прямо с валом устройства, приводимого в рабочее состояние.

Исполнительные электромеханизмы – это автономные конструктивно независимые устройства, которые состоят из редуктора и электрического мотора, дополнительными элементами которого выступают предохранительные муфты, автоматические датчики. Выходной вал в зависимости от конструктивного исполнения редуктора может обладать поступательным или вращательным ходом.

Область применения исполнительных электромеханизмов:

  • приводы регуляторов автоматизированных систем управления (арматурные приводы включительно);
  • машиностроительное оборудование;
  • робототехника.

В прочих сферах машиностроительной индустрии применяются электромеханизмы, выполненные в форме модулей, которые отличаются по типу перемещения: линейные, поворотные, вращательные.