Червячный мотор-редуктор
Продолжение статьи о червячных мотор-редукторах - рассмотрены достоинства и недостатки червячного редуктора, упомянуты области применения.
Червячные редукторы - назначение, строение и принцип действия
В зависимости от назначения, целей использования и передаточного отношения используют разные червячные редукторы. Наиболее распространенные – одноступенчатые, реже используются двухступенчатые редукторы или комбинированное оборудование (зубчато-червячные пары).
В составе одноступенчатого редуктора червяк может находиться сбоку колеса (вертикально или горизонтально), а также сверху над колесом и под ним. Расположение червяка обосновывается требованиями компоновки редуктора.
Главную роль в идеальной бесперебойной работе редуктора играет масляная смазка подшипников. Без этой смазки передача работать не будет – из-за большой силы трения происходит процесс самоторможения. Только тогда, когда все элементы во время работы достаточно увлажнены смазочными материалами, можно избежать заедания зубьев и резьбы, тем самым увеличить износостойкость деталей. При этом масла в червячных редукторах используются более вязкой консистенции, чем при обработке подшипников зубчатых редукторов.
Сам процесс смазывания шестерни производится путем окунания движущегося червяка в масляную ванну. Здесь очень важно поддерживать уровень масла, который должен проходить по центру подшипника, а червяк должен быть погружен в смазку на высоту витка.
Второй вариант смазки – маслоразбрызгивающие кольца. Такой способ актуален в том случае, когда червяк не окунается в масляную ванну. Принцип действия подачи масла состоит в том, что оно распыляется при помощи специальных крыльчаток на червяк и вращающееся колесо. А в редукторах с большим передаточным числом применяют принудительную смазку, когда масло, циркулируя от насоса к зоне зацепления, дополнительно проходит фильтрацию и охлаждение.
Несмотря на широкое применение червячных мотор-редукторов и на сегодняшний день проводится усовершенствование технических характеристик, изменяются методы их конструирования; увеличивается передаточное отношение, повышается КПД.
Использован материал из книги "Детали машин" Гузенков П.Г.